Обобщающий урок в 6 классе по теме: «Строение цветковых растений» Эпиграф к уроку: Восторг от созерцания природы выше, чем от искусства. П.И.Чайковский Цели:
Оборудование: Компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, диск «Лабораторный практикум по биологии», диск «Биология. Живой организм». Интерактивные игры по биологии», презентация «Органы цветкового растения», комнатные растения, гербарный материал растений местной флоры, бумажные листья жёлтые, зеленые, плоды, цветы, бумажное дерево для рефлексии. ХОД УРОКА: 1. Вступительное слово учителя. Добрый день! Сегодня у нас обобщающий урок по теме «Строение цветковых растений». Поют деревья, блещут воды, Эпиграфом к уроку мы возьмём слова Чайковского: Восторг от созерцания природы выше, чем от искусства. Давайте с вами совершим путешествие в удивительный зеленый мир природы, окружающий нас. На земном шаре существует множество удивительных растений, я хочу познакомить вас с некоторыми из них. (Презентация «Путешествие в мир растений»)
Список этот можно продолжать и продолжать. Мы его будем пополнять, изучая биологию. 2. Обобщение по теме. Сегодня мы с вами вспомним внешнее строение растений. Какие органы растения вы изучили? (Презентация «Функции органов цветковых растений». Корень. Закрепляет растение в почве. Всасывает воду и растворенные в ней минеральные вещества. Здесь могут откладываться и накапливаться запасные вещества. Стебель. Выносит листья к свету. Служит опорой. Связывает части растения между собой. По нему передвигаются вода, минеральные и органические вещества.Здесь накапливаются питательные вещества. Лист. Функции листа. Фотосинтез. Газообмен. Испарение воды. Цветок. Привлечение насекомых. Образование семян и плодов. 3. Игра «Кнопочки» На экране кнопочки, учащиеся могут нажать любую, за которой скрывается вопрос. Они отвечают и возвращаются на исходную страницу. И так отвечают по очереди на все вопросы. (Отвечая на вопросы, вы будете получать сначала зелёные листочки, затем жёлтые листочки, потом цветочки, а после ягодки. Кто наберёт полный комплект, тот заработает на уроке оценку «пять». Удачи!) 1. Какие вегетативные органы растения вы знаете? (корень, стебель, лист) 2. Какие бывают корневые системы? (стержневые, мочковатые) 3. Какие бывают корни? (главный, боковые, придаточные) 4. Что такое почка? (зачаточный побег) 5. Что такое стебель? (осевая часть побега) 6. Какие бывают листья? (простые и сложные) (Сложные – непарноперистосложные, парноперистосложные, тройчатосложные, пальчатосложные) 7. Что такое побег? (Стебель с листьями и почками) 8. Что такое соцветие? (Группа цветков, собранных определённым образом) 9. Какие зоны корня вы знаете? (Зона деления, роста, всасывания, проведения, корневой чехлик защищает зону деления) 10. Какие бывают плоды? (Сухие и сочные, односемянные и многосемянные) Сухие односемянные плоды – зерновка, семянка, орех, желудь. Сухие многосемянные плоды – боб, стручок, стручочек, коробочка. Сочный односемянный плод – костянка. Сочные многосемянные плоды – яблоко, ягода, многоорешек, многокостянка, тыквина) 11. Какое бывает жилкование у листьев? (перистое, пальчатое, дуговое, параллельное, или линейное) 12. Какие бывают соцветия у растений? (Кисть, зонтик, корзинка, головка, колос, початок, щиток) ( кисть у ландыша, зонтик у вишни, корзинка у ромашки, головка у клевера, колос у подорожника) 4. Выполнение интерактивных заданий. Задачи при выполнении интерактивных заданий: 1.Уяснить, что основные вегетативные органы высшего растения – корень и побег. 2. Уяснить, что побег состоит из стебля, листьев и почек. 3. Уяснить, что почка – зачаточный побег. 4. Уяснить, что организм высшего растения – это система взаимодействующих корней и побегов. 5. Получить представление о внешнем строении и разнообразии корней, побегов и частей побега – листьев и стеблей.
Выполнение интерактивных заданий с пояснениями учителя. 1). Тестовое задание – разминка. (Выбрать правильные суждения) 1) Все корни растения составляют его корневую систему. 2) Тело цветкового растения состоит из корней и побегов. 3) Побег состоит из стебля, листьев и почек. 2). Строение проростка фасоли. Задание. Расставить обозначение частей молодого растения фасоли. (листья, почки, семядоли, корневая система, стебель) 3). Виды корней. Задание. Расставить подписи частей корневых систем кукурузы и молодого клёна. (Боковые корни кукурузы, главный корень, боковые корни клёна, придаточные корни) 4). Типы корневых систем. Задание. Надо правильно расставить типы корневых систем, и Вы узнаете, каким растениям они принадлежат. (Стержневая корневая система – у моркови, ромашки. Мочковатая корневая система – у мятлика и черемши). 5). Внешнее строение побега. Задание. Расставить подписи частей побега к рисунку. (Узлы, междоузлие, лист, верхушечная почка, боковая пазушная почка) 6). Типы листорасположения. Задание. Расставить типы листорасположения у растений. (Очередное – у купены, супротивное – у яснотки, мутовчатое – у подмаренника)
Практическое задание: Найти комнатные растения с очередным и супротивным листорасположением.
7). Побеги вегетативные и генеративные. Задание. Расставить типы побегов к растениям. (Вегетативный побег – ольха, вяз. Генеративный побег – ветреница, живокость). 8). Разнообразие побегов по расположению в пространстве. (Кукуруза – прямостоячие побеги, виноград – цепляющиеся побеги, хмель – вьющийся побег, вербейник монетный – стелющиеся побеги, клевер ползучий – ползучие побеги) 9). Стебли удлинённые и укороченные. Задание. Укажите, какие типы стеблей по длине междоузлий представлены на рисунках. (Расставить подписи. Укороченный стебель – подорожник большой, первоцвет весенний. Удлинённый стебель – вербейник обыкновенный, золотарник обыкновенный).
Практическое задание: Найти комнатные растения с укороченными и удлиненными стеблями. (Укороченные у лилии амазонской, бегонии тигровой; удлиненные у бегонии коралловой).
10). Части листа. Задание. Переместите названия частей листа на соответствующие позиции рисунка. (Основание листа, жилки, черешок, листовая пластинка, прилистники). 11). Жилкование листьев. Задание. Переместите листья с определённым типом жилкования в соответствующие столбцы таблицы (Жилкование листьев - перистое, пальчатое, параллельное, дуговое)
Практическое задание: Найти комнатные растения с перистым, пальчатым, дуговым жилкованием листьев. (Перистое жилкование у строманты, пальчатое жилкование у бегонии, дуговое у лилии)
12). Простые и сложные листья. Задание. Переместите листья в соответствующие строки таблицы, и вы узнаете, каким растениям они принадлежат. (Простые листья у берёзы, ветреницы, лютика, норичника. Сложные листья у ежевики, люпина, вязеля, клевера)
Практическое задание: Среди гербарного материала местной флоры найти растения, имеющие простые и сложные листья.
13). Выполнение тестовых интерактивных заданий. Тест № 1. Отметьте все правильные утверждения. Стебель – осевая часть побега. Цветковое растение состоит из корневой системы и системы побегов. Основные органы цветкового растения – корень и побег. Тест № 2. Отметьте все правильные утверждения. Двудольным цветковым растениям свойственно перистое и пальчатое жилкование листа. У однодольных цветковых растений жилкование листа обычно параллельное или дуговое. Простые листья имеют одну листовую пластинку, а сложные листья – несколько. Физминутка: А сейчас немного отдохнем, проведем физминутку, но выполняя физические упражнения, будем думать о различных растениях. По названию растения определить его жизненную форму –
Подорожник, береза, смородина, тополь, ромашка, шиповник, одуванчик, клен, крыжовник, земляника, дуб. 5. Игра «Сфетофор» Самая яркая часть растения, это цветок – видоизменённый побег. Я предлагаю вам сыграть в игру «Светофор». (Раздаются круги трех цветов). Красный – утверждение неверное 1. Венчик цветка, прежде всего: – защищает главные части цветка ( К) 2. Главной частью цветка являются? – венчик и лепесток (К) 3. Пестик состоит: – из завязи и рыльца (Ж)
4. Тычинка состоит: - из столбика и рыльца (К) 6. Проведение интерактивных игр. 1) Игра «Узнаю тебя по листьям» 2) Игра «Что посеешь, то и пожнёшь» 3) Игра «У каждого растения свой узор» 4) Игра «Строение цветка» 5) Игра «Смотри в корень»
7. Домашнее задание. Составить рассказ, сочинить сказку на тему «Путешествие в мир растений».
8. Подведение итогов урока. Рефлексия. Учитель: Благодарю всех за работу на уроке, вы все сегодня молодцы, хорошо поработали. Подсчитайте сколько у вас на партах листочков, цветочков и плодов. Все получают оценку «пять», кто набрал полный комплект (жёлтый листочек, зелёный листочек, цветочек и плоды). И на память о сегодняшнем уроке я хочу вам всем подарить закладки (с рисунками различных плодов). А теперь оцените, насколько интересен был сегодня урок, разместите «на дереве» цветы, плоды, листья. Рефлексия: «Дерево творчества»
Спасибо за работу!
|
|