Сайт учителя биологии и экологии Кяшкиной Елены Владимировны



Поиск по сайту:

« Драгоценное слово - СОВЕСТЬ»

(сценарий классного часа для 7 - 11 классов)




Обоснование выбора темы для классного часа

«Жизнь без нравственного усилия есть сон» - слова сказаны Львом Толстым много лет назад, но они не утратили своего значения и в наши дни. Именно у подростков 11 – 14 лет начинается бурная борьба за самого себя как личности, его нравственные искания. В годы ранней юности молодые люди «поворачиваются» к себе, думают, кем они станут, какими они станут, какие у них есть возможности для того, чтобы занять достойное место в обществе. Нравственные идеалы и принципы предполагают не только доброту и трудолюбие, честность и порядочность, совесть, справедливость, принципиальность и т. д., но и выработку потребности и умения отстаивать свои взгляды и убеждения, свою честь и достоинство, честь своей страны, стремясь принести максимум пользы другим людям. Отсюда освоение нравственных понятий означает не просто понимание их смысла, а подлинное «освоение» умом и сердцем. На пути саморазвития и самовоспитания подростки испытывают потребность в разумном совете, дружеской помощи. Такую помощь и советы они получают от близких людей и от нас, классных руководителей.


Цель мероприятия

Помочь учащимся сформулировать, осмыслить и понять нравственное понятие СОВЕСТЬ; развивать у учащихся умение осмысливать и определять для себя истинные ценности, умение анализировать свои поступки и поступки других с точки зрения морали.




ХОД КЛАССНОГО ЧАСА


Учитель: В несметном нашем богатстве

Слова драгоценные есть:

Отечество,

Верность,

Братство.

А есть ещё:

Совесть,

Честь…

Ах, если бы все понимали,

Что это не просто слова,

Каких бы мы бед избежали.

И это не просто слова! «НЕ ТОЛЬКО СЛОВА» (А. Яшин).


Далее ребята читают стихи Ю. Кима «Диалог о совести»:


  1. Я недавно сделал открытие:

Открыл я недавно словарь –

Оказывается, «совесть –

Это нравственная категория,

Позволяющая безошибочно

Отличать дурное от доброго».


  1. Но как же быть, когда идёт игра,

Партнёры лгут, блефует кто как может,

И для победы правды и добра

Тебе солгать необходимо тоже –

И как же быть тогда?


1. Я понимаю…Я только говорю, что совесть –

Это нравственная категория…


  1. Но как же быть, когда идёт борьба

За идеал и лучшие надежды?

Ну, а в борьбе нельзя без топора,

А где топор – там щепки неизбежны.

И как же быть тогда?


  1. Да-да, конечно… Я только говорю, что совесть –

Это нравственная категория…


  1. Но если все охвачены одним

Безумием – не на день, а на годы?

Идёт потоп – и он неудержим

И увлекает целые народы!

Так что же может сделать слабый человек

В кошмаре, чей предел непредсказуем?

Что может он, когда безумен век?

И кто повинен в том, что век безумен?

Кого судить? Кому судить? За что судить?

  1. Я не знаю…Я только знаю, что совесть –

Это нравственная категория,

Позволяющая безошибочно

Отличать дурное от доброго!


1 Ученик: Совесть, благородство и достоинство –

Вот оно, святое наше воинство,

Протяни ему свою ладонь,

За него не страшно и в огонь (Б. Окуджава).


Учитель: Совесть, благородство и достоинство…Такие привычные и знакомые слова… Они звучат с экранов телевизоров и просто на улице, встречаются на страницах газет и в школьных сочинениях. Употребляя их в разговоре, мы едва ли задумываемся о том, что существование этих слов – основа человеческого бытия. Без них человеческий род давно бы угас. Это наследство, переданное нам через века.


Презентация

«…Не может быть истинного наслаждения, если совесть у человека нечиста», - утверждала Маргарита Наваррская.

«Что слава? Счастье нам прямое жить с нашей совестью в покое», - читаем у Г. Р. Державина.

«Да, жалок тот, в ком совесть нечиста», - вторит ему А. С. Пушкин.

Так что же такое совесть? Заглянем в словарь.

СОВЕСТЬ – понятие морального сознания, внутренняя убеждённость в том, что является добром и злом, сознание нравственной ответственности за своё поведение. Совесть – выражение способности личности осуществлять нравственный самоконтроль, самостоятельно формулировать для себя нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения и производить самооценку совершаемых поступков.

Всегда рядом стоят другие моральные ценности: достоинство и благородство.

ДОСТОИНСТВО – совокупность высоких моральных качеств, а также уважение этих качеств в самом себе.

БЛАГОРОДСТВО – высокая нравственность, самоотверженность и честность.

У каждого человека своя система ценностей, свой взгляд на жизнь и мнение обо всём. Каждый из нас самостоятельно делает выбор и определяет для себя степень значимости этих понятий.


2 Ученик: На доброе слово не надо скупиться.

Сказать это слово – что дать напиться.

Со словом обидным нельзя торопиться,

Чтоб завтра себя самого не стыдиться. (Н. Рыленков).


Основа определения добра и зла находится в нас самих. Всё начинается с человека. Нельзя автоматически стать злым или добрым. Такими нас делают наши поступки, наше отношение к миру, к окружающим нас людям. А между ними и нашей совестью существует прочная причинно-следственная связь.


3 Ученик: Не сталью –

Кровью сталь багрима,

Не дверью, что прочней щита,

Лишь чистой совестью хранима

Живое чудо – Доброта. (Л. Татьяничева.)

Учитель:

- Ребята, вы часто слышите выражения: «нужно быть добрыми, милосердными». Что же это такое - МИЛОСЕРДИЕ? МИЛОСЕРДИЕ - Готовность помочь кому-н. или простить кого-н. из сострадания, человеколюбия.

В наши дни многим людям вокруг живется плохо. По всем окраинам нашей большой страны прокатились жестокие войны, многие люди погибли, многие остались инвалидами, многие потеряли родных. Иные потеряли работу. Многие не доедают, некоторые не имеют жилья. Иные болеют и ищут деньги на лечение. Все они нуждаются в помощи. И милосердный человек всегда стремится оказать помощь таким людям. Он не проходит мимо просящего на улице, он накормит голодного, даст пить жаждущему, посетит больного, утешит печального, оденет нуждающегося. Таким образом, милосердным можно назвать такого человека, который совершает добрые дела.


ВИДЕО «Равнодушие»


Милосердие есть плод настоящей любви, связанный с ней как теплота с огнем. Как огонь теплоту, так и любовь милость издает.

«Боже! Милостив будь мне грешному» - часто просим мы у Бога. Но не дерзко ли с нашей стороны просить у Бога себе милости? Ведь прежде чем просить, мы должны сами оказать милость ближним нашим, так как Господь говорит: «Будьте милосердны, как Отец ваш Небесный милосерд» (Лк. 6,36); только «милостивые помилованы будут».


Учитель:

- «Я стою…я смотрю. Всем хорошо. Все спокойны. Значит, и я спокоен тоже!» - помните? Этими словами Тимура заканчивается повесть Аркадия Гайдара о ребячьем благородстве. Незаметная и бескорыстная помощь тем, кто в ней нуждается, помогает Тимуру и его команде становиться сильными, мужественными и благородными людьми. Если вы, ребята, научитесь ценить то, что возвышает человека и поднимает его в собственных глазах, вы будете на правильном пути. А если вы уже сейчас прикидываете: « А что я с этого буду иметь?» - вам есть над чем серьёзно задуматься. Попробуйте сделать что-то доброе раз, потом ещё раз, и вы увидите, как это здорово!

Что об этом говорят классики и что они нам советуют?


Презентация высказываний выдающихся людей

    • «Поведение – это зеркало, в котором каждый показывает свой облик».

(И. Гёте)


    • «Всякий раз, когда чего-нибудь очень хочется сделать, остановись и подумай: хорошо ли то, чего тебе хочется» (Л. Н. Толстой)


    • «Каждый твой поступок отражается на других людях; не забывай, что рядом с тобой человек» (В. А.Сухомлинский)



    • «Собственная нравственная нечистоплотность – это знак презрения к самому себе» (Апулей)


    • «Грязная муха может опачкать всю стену, а маленький грязненький поступочек может испортить всё дело» (А. П. Чехов)



    • «Один из самых обычных и ведущих к самым большим бедствиям соблазнов есть соблазн словами: «Все так делают» (Л. Н. Толстой)


    • «У кого много пороков, у того много и повелителей» (Ф. Петрарка)


Учитель:

- Сегодня мы часто слышим лозунг «Хочешь жить – умей вертеться!» и афоризм вроде «Победителей не судят!». Многие не задумываются над этими словами и считают их правильными. Но подобными суждениями люди оправдывают свои безнравственные поступки. Снижение уровня общей культуры, равнодушие к истории страны, засорение языка и оскудение речи россиян, падение нравов и безнаказанность, провоцирующая рост преступности и пороков, - вот приметы нашего времени. Состояние нравственности современной России не может не вызвать тревогу.


Ученик: Свет изначально праведнее мглы.

Пускай сегодня больно нам и жёстко –

Такое время:

Острые углы

Повыперли, как рёбра у подростка.

Не в том резон, что умолкает медь,

Когда приходит истина

Нагая,

Как трудно вновь учиться быть и сметь,

В самом себе

Раба превозмогая!

Не отступай,

Над истиной потей,

Пойми, что нет всему единой меры

Во избежанье худшей из потерь –

Потери век (В. Кирюшин).


Учитель: Безусловно, вы можете возразить, что наличие совести скорее осложняет жизнь, чем способствует достижению успеха. Но ведь многое зависит от того, как понимать жизненный успех. Успех – это не только внешнее благополучие, но и внутреннее состояние человека. История знает много примеров, когда успешные внешне люди пускали себе пулю в лоб, не вынеся мук совести – «ада внутри себя». А те, чья жизнь по всем житейским меркам сложилась неудачно, считали себя счастливыми, благодаря чувству выполненного долга и убеждению, что их совесть чиста.


«Нравственность учит не тому, как стать счастливым, а тому, как стать достойным счастья», - так говорил немецкий философ Иммануил Кант.


Учитель: Мы все несём одну большую ношу,

Взбираясь потихоньку в гору с ней,

И если я свой край нелёгкий брошу,

То всем немножко станет тяжелей (П. Сергеев).


Учитель: Совесть – это своего рода внутренний стержень, который не позволяет нам отклониться в сторону зла, стрелка компаса, указывающая верный путь. Ежедневно. Ежечасно. Ежесекундно.

Большое начинается с малого. Жизнь постоянно ставит нас перед выбором: дома, в стенах школы, в общественных местах, наедине с собой и т. п. И мы порой даже сами не замечаем, как делаем этот выбор.

Можно сделать вид, что не заметил тяжёлую сумку в маминых руках или старушку, которая не может перейти дорогу. Можно позволить себе взять самый большой кусок торта, первым протиснуться к прилавку или в автобус, подставить подножку бегущему первокласснику, швырнуть камень в бродячую собаку или котёнка. Можно прочитать чужое письмо, промолчать на собрании, анонимно отправить оскорбительную эсемеску. Можно не вступиться за товарища, спрятаться за чью-то спину, а можно в ущерб себе, поступить честно.

Позволяя себе мелкую ложь, маленькое предательство, грубость, лесть, малодушие, оправдывая свои неблаговидные поступки, мы идём на сделки со своей совестью, разрушаем свою личность.


Ученик читает стихотворение Б. Окуджавы:


Чувство собственного достоинства –

Вот загадочный инструмент:

Созидается он столетьями,

А утрачивается в момент

Под гармошку ли, под бомбёжку ли,

Под красивую ль болтовню,

Иссушается, разрушается, сокрушается на корню.


Чувство собственного достоинства –

Вот загадочная стезя,

На которой разбиться запросто,

Но обратно свернуть нельзя,

Потому что без промедления,

Вдохновенный, чистый, живой,

Растворится, в пыль превратится

Человеческий образ твой. (Б. Окуджава)


ВИДЕО «ВЫБОР по СОВЕСТИ»


Учитель: В одной очень мудрой книге, которая называется «Закон Божий», написано: «Только человек живёт повсюду на земле и над всем царствует. Бог наделил его разумом и бессмертной душою. Он дал человеку особое, великое назначение: познать Бога, уподобляться Ему, то есть становиться всё лучше и добрее, и наследовать жизнь вечную».


Ученики читают стихотворение Ю. Левитанского «Каждый выбирает для себя»:


  1. Каждый выбирает для себя

Женщину, религию, дорогу.

Дьяволу служить или пророку –

Каждый выбирает для себя.

  1. Каждый выбирает по себе

Слово для любви и для молитвы.

Шпагу для дуэли, меч для битвы

Каждый выбирает по себе.

  1. Каждый выбирает по себе.

Щит и латы, посох и заплаты,

Меру окончательной расплаты

Каждый выбирает по себе.


  1. Каждый выбирает для себя.

Выбираю тоже – как умею.

Ни к кому претензий не имею.

Каждый выбирает для себя.


Ученик:

… И тот, кто веком этим умудрён,

И тот, кто в нём не понял и полслова, -

Мы станем ждать на стыке двух времён

Великого, высокого, земного…

А в январе всё так же будет снег,

На все снега январские похожий…

Промолвит кто-то: «Был ужасный век!» -

А кто-то скажет: «Век прекрасный прожит!» (Е.Обоймина).


Учитель:

- Да, у каждого из нас свой путь исканий, но чтобы этот путь был правильным, нужно соблюдать Законы совести. Каковы же они? Давайте послушаем эти Законы.


Ученики:


ЗАКОН «ПРАВДЫ»: Правда нужна не только тебе, но и окружающим тебя людям!

Будь правдив!

ЗАКОН «ДОБРА»: Будь добр к ближнему, и добро вернётся к тебе!

Будь добр!

ЗАКОН «ЛЮБВИ»: Любовь – одно из древнейших и наиболее уважаемых чувств!

Цени любовь!

ЗАКОН «МИЛОСЕРДИЯ»: Прежде чем требовать внимания к себе, прояви его

к окружающим тебя людям! Помни об интересах,

нуждах, потребностях ближнего!

Будь милосерден!

ЗАКОН «ЧЕСТИ»: Помни о своей духовной силе, долге, благородстве и достоинстве!

Береги честь!

ЗАКОН «СМЕЛОСТИ»: Вчера ты струсил, но сегодня ты в коллективе!

Будь смел!

ЗАКОН «ЭКОЛОГИИ»: Природа – твоя прародительница и помощница!

Охраняй природу!

ЗАКОН «ОТЦОВ И ДЕТЕЙ»: Предки уважаемы у всех народов. Чти родителей своих

и сохраняй всё сотворённое ими!

Родителям почёт и уважение!

ЗАКОН «ПАТРИОТИЗМА»: Народ, забывший свою историю, умрёт!

Будь патриотом!

ЗАКОН «СВОБОДЫ»: Все рождаются свободными. Живёт свободно только тот,

кто находит радость в исполнении своего долга!

Помни: не тебе должны, а ты должен!

КТО? – если не ТЫ?

1 Ученик: Не надо бояться густого тумана,

Не надо бояться пустого кармана.

Не надо бояться быть честным и битым,

А надо бояться быть лживым и сытым.

Сумейте всем страхам в лицо рассмеяться,

Лишь собственной глупости надо бояться.


2 Ученик: Не надо бояться тяжёлой задачи,

А надо бояться дешёвой удачи,

Не надо бояться ни горных потоков,

Ни топей болотных, ни грязных подонков.

Сумейте всем страхам в лицо рассмеяться,

Лишь собственной трусости надо бояться.


ВИДЕО «Безразличие убивает»

Учитель: Давайте проведем разминку для души. Чувствует ли она добро и зло? Выйдите из-за столов и встаньте кружком. Разминка пройдет в форме игры "Добро и зло". Я буду называть различные слова. Некоторые из них вы услышите впервые. Если слово доброе, хорошее - вы поднимаете руки вверх, если означает что-то плохое, недоброе - опускаете руки вниз. Начнем: МИЛОСЕРДИЕ, МАЛОДУШИЕ, ПОСЛУШАНИЕ, ГОРДЫНЯ, ЧИСТОСЕРДЕЧНОСТЬ, ЗАВИСТЬ, ДОБРОТА, САМОЛЮБИЕ, ГНЕВ, РАЗДРАЖИТЕЛЬНОСТЬ, ГРУБОСТЬ, ПЬЯНСТВО, КУРЕНИЕ, СКВЕРНОСЛОВИЕ.

  • Что с вами произошло? Вы опустились ниже. Каких слов больше было сказано?

  • На кого вы стали похожи? На животных. Так и бывает в жизни - творя все то, из-за чего мы опустились, человек перестает быть похожим на человека.

  • Нравится вам так стоять? Удобно? Давайте вновь станем людьми.

Помогайте мне и называйте слова, которые поднимут нас: ТЕРПЕНИЕ, ПОКАЯНИЕ, СМИРЕНИЕ, РАДОСТЬ, МИР... , ЛЮБОВЬ (детские руки взлетают вверх).


Учитель: Русский педагог В. А. Сухомлинский писал: « Умей чувствовать рядом с собой человека, умей понимать его душу, видеть в его глазах сложный духовный мир – радость, горе, беду, несчастье. Думай и чувствуй, как твои поступки могут отразиться на душевном состоянии другого человека. Не причиняй своими поступками, своим поведением боли, оскорбления, беспокойства, тяжёлых переживаний другим людям, умей поддержать, помочь, подбодрить человека, у которого горе. Помни, что такое же может произойти и с тобой. Не будь равнодушным. Равнодушие – одеревенение и окостенение сердца. Равнодушный – это душевно слепой человек».


Учитель: Я хочу вам, ребята, пожелать быть совестливыми людьми. Я хочу, чтобы каждый из вас был Человеком в полном смысле этого слова, Человеком с большой буквы!

Конструктор сайтов - uCoz