Факультативное занятие по биологии «Лекарственные растения»
Тема занятия: Лекарственные растения нашей местности.
Задачи: Усвоить понятие «лекарственные растения»; познакомить с видами лекарственных растений нашей местности; научить определять лекарственные растения; охарактеризовать лечебные свойства растений: зверобоя, душицы, тысячелистника, цмина; сравнить лекарственные растения по их местообитаниям; воспитывать любовь и бережное отношение к природе, научить правилам сбора лекарственных растений.
Оборудование: Стенд Музея природы «Лекарственные растения»,засушенные растения: душица, зверобой, тысячелистник, цмин, книга «Лекарственные растения», наглядное пособие «участок луга». Ход занятия: 1. Вводное слово учителя. Ребята, сегодня мы с вами познакомимся с лекарственными растениями, которые растут в нашей местности. Все вы любите летом ходить в лес, на луг, в овраги, на речку. Очень часто вы собираете ягоды, грибы, рвете цветы в букеты. А вот какие это цветы, многие из вас затрудняются ответить.
2. Изучение нового. Сегодня я вас познакомлю с некоторыми из них. У нас присутствуют на занятии 4 замечательных растения – это душица, зверобой, тысячелистник и цмин – бессмертник. Каждое из этих растений – целебное, лекарственное. Каждое – друг и помощник человека. И, если бы вы, ребята, смогли с ними подружиться, то они помогли бы вам спастись от многих болезней. Давайте я представлю вам эти растения. Поиграем в игру. Представьте себе, что растения наши ожили и могут разговаривать с вами. Что бы они тогда сказали вам? Вот послушайте их. Зверобой: Я – зверобой, ваш добрый друг, Меня вы знайте все вокруг! В траве моей бактерициды Помогут справиться с недугом. При воспалительных процессах Я стану вашим лучшим другом! Это значит, что если вы простудитесь, и у вас заболит горло, или же заболит живот, то зверобой придет вам на помощь. Чай из зверобоя принесет всем вам здоровье. А вот пришла к нам в гости подруга зверобоя – душица. Что скажет нам она? Душица: Я – душица, к вам пришла Из степи далекой я. Очень мне хотелось силу Всем ребятам показать. Выпей чай с душицей милый, Будешь крепче ночью спать. Чай мой улучшает аппетит, Да и простуду победит! Значит, ребята, если подружитесь с душицей, то простуда, кашель, насморк она поможет прогнать от вас прочь. А это, ребята, познакомьтесь – бессмертник, или цмин песчаный. Цмин: Я – бессмертник, цмин песчаный, Друг я взрослых и детей. Во мне очень много силы, Витаминов С и Ка, Много разных есть кислот, Чтобы не болел живот. Жаль, что рвут меня с корнями, Выдирают, почем зря. Популяция все меньше, Пропадем совсем, беда! Да, действительно, ребята, эти два растения – душица и цмин (показать их) являются редкими и находятся под охраной. А почему эти растения стали редкими? Потому, что многие не знают правила сбора лекарственных трав. Есть растения сорные, но и из них тоже есть лекарственные. Тысячелистник: Тысячелистник я – сорняк, Расту я где попало! Но кислот и витаминов Есть и во мне не мало. При насморке, кашле, Плохом аппетите – Я вам помогу, Отказать не смогу! И хотя тысячелистник – сорняк и растет где попало, но это не означает, что его нужно вырывать с корнями. Сейчас мы познакомимся, как надо правильно собирать растения, чтобы они не стали редкими и не исчезли совсем с лица Земли. (На подставке из пластилина закреплены растения цмина песчаного – элемент луга). Вот, ребята, перед вами небольшая популяция бессмертника – цмина песчаного. Вам нужно собрать это растение для лекарственных целей, или же просто в букет, чтобы подарить своей маме, бабушке или сестре. Ни в коем случае нельзя вырывать растения с корнями! Нужно срезать аккуратно ножницами или ножом. Причем можно срезать только одну третью части этих растений, то есть одно растение срезать, а два оставлять. Это необходимо для того, чтобы остальные растения в этом месте смогли дать семена и вырасти здесь же на следующий год. Ребята, а вы любите природу? Как это прекрасно, что вокруг нас растут деревья, кустарники, цветут красивые полевые, луговые цветы, поют птицы, Не надо рвать зря цветы в букеты, ведь в букете они простоят совсем недолго, а потом завянут. Не лучше ли просто любоваться ими в природе, или взять фотоаппарат и запечатлеть эту красоту на память, либо же нарисовать цветы на бумаге. Пусть красота всегда будет рядом! Давайте с вами выучим стихотворение, в котором отражено гуманное отношение к природе. Если я сорву цветок, Если ты сорвешь цветок, Если мы сорвем цветы. Опустеют все поляны И не будет красоты! ( Повторить 2 раза ) Кроме этих четырех растений, которые мы изучили, у нас во флоре произрастают и другие лекарственные растения. Назовем некоторые из них: череда, чистотел, пустырник, одуванчик, мать-и-мачеха, ромашка. (Показать гербарные виды растений на стенде «Лекарственные растения »). Все эти растения очень полезны и помогают людям.
3. Закрепление изученного: Итак, ребята, у каждого из вас есть на парте растения с которыми мы с вами сегодня познакомились. Посмотрим, как же вы запомнили эти растения. 1). Что это за растение с желтыми цветками, будто маленькие солнышки горят? Помогает всем при болях в животе. Это? (Ребята отвечают: бессмертник или цмин песчаный) Правильно, ребята. Это цмин – бессмертник. 2). А это что за цветок, похожий на голубое небо? Понюхайте его ребята, как хорошо пахнет степью, летом. Чай из него поможет при простуде. Это? (Ребята отвечают: душица) Правильно, ребята. Это душица. 3) А эти желтые цветки какого растения? Ваш добрый друг, поможет при заболеваниях горла и при других воспалительных процессах. Это? (Зверобой) Правильно, это – зверобой. 4) А это – сорняк, хорошее средство от кашля. Как оно называется? (Тысячелистник) Да, ребята, тысячелистник всем знаком. Вы знаете, ребята, а если заварить чай из всех этих растений вместе, то никакие болезни не будут страшны. На память о нашем сегодняшнем занятии я хочу подарить вам эти растения. Можете подарить их своим мамам, чтобы они заварили вкусный, лечебный чай. Или же можно просто поставить их в вазу в качестве зимнего букета. Он будет напоминать вам о лете.
4. Домашнее задание. Приготовить сообщение об одном из лекарственных растений нашей местности.
Автор-составитель: Кяшкина Елена Владимировна, учитель биологии и экологии |
|