Сайт учителя биологии и экологии Кяшкиной Елены Владимировны



Поиск по сайту:

Факультативное занятие по биологии «Лекарственные растения»

 

        Тема занятия: Лекарственные растения нашей местности.

 

        Задачи: Усвоить понятие «лекарственные растения»; познакомить с видами лекарственных растений нашей местности; научить определять лекарственные растения; охарактеризовать лечебные свойства растений: зверобоя, душицы, тысячелистника, цмина; сравнить лекарственные растения по их местообитаниям; воспитывать любовь и бережное отношение к природе, научить правилам сбора лекарственных растений.

 

        Оборудование: Стенд Музея природы «Лекарственные растения»,засушенные растения: душица, зверобой, тысячелистник, цмин, книга «Лекарственные растения», наглядное пособие «участок луга».

Ход занятия:

        1. Вводное слово учителя.

        Ребята, сегодня  мы с вами познакомимся с лекарственными растениями, которые растут в нашей местности. Все вы любите летом ходить в лес, на луг, в овраги, на речку. Очень часто вы собираете ягоды, грибы, рвете цветы в букеты. А вот какие это цветы, многие из вас затрудняются ответить.

 

        2. Изучение нового.

        Сегодня я вас познакомлю с некоторыми из них. У нас присутствуют на занятии 4 замечательных растения – это душица, зверобой, тысячелистник и цмин – бессмертник.

        Каждое из этих растений – целебное, лекарственное. Каждое – друг и помощник человека. И, если бы вы, ребята, смогли с ними подружиться, то они помогли бы вам спастись от многих болезней.

        Давайте я представлю вам эти растения. Поиграем в игру. Представьте себе, что растения наши ожили и могут разговаривать с вами. Что бы они тогда сказали вам?

        Вот послушайте их.

Зверобой:      Я – зверобой, ваш добрый друг,

                       Меня вы знайте все вокруг!

                       В траве моей бактерициды

                       Помогут справиться с недугом.

                       При воспалительных процессах

                       Я стану вашим лучшим другом!

        Это значит, что если вы простудитесь, и у вас заболит горло, или же заболит живот, то зверобой придет вам на помощь. Чай из зверобоя принесет всем вам здоровье.

        А вот пришла к нам в гости подруга зверобоя – душица. Что скажет нам она?

Душица:        Я – душица, к вам пришла

                        Из степи далекой я.

                        Очень мне хотелось силу

                        Всем ребятам показать.

                        Выпей чай с душицей милый,

                        Будешь крепче ночью спать.

                        Чай мой улучшает аппетит,

                         Да и простуду победит!

        Значит, ребята, если подружитесь с душицей, то простуда, кашель, насморк она поможет прогнать от вас прочь.

        А это, ребята, познакомьтесь – бессмертник, или цмин песчаный.

Цмин:            Я – бессмертник, цмин песчаный,

                         Друг я взрослых и детей.

                         Во мне очень много силы,

                         Витаминов С и Ка,

                         Много разных есть кислот,

                         Чтобы не болел живот.

                                    Жаль, что рвут меня с корнями,

                                    Выдирают, почем зря.

                                    Популяция все меньше,

                                    Пропадем совсем, беда!

        Да, действительно, ребята, эти два растения – душица и цмин (показать их) являются редкими и находятся под охраной. А почему эти растения стали редкими? Потому, что многие не знают правила сбора лекарственных трав. Есть растения сорные, но и из них тоже есть лекарственные.

Тысячелистник:       Тысячелистник я – сорняк,

                                   Расту я где попало!

                                   Но кислот и витаминов

                                   Есть и во мне не мало.

                                            При насморке, кашле,

                                            Плохом аппетите –

                                            Я вам помогу,

                                            Отказать не смогу!

        И хотя тысячелистник – сорняк и растет где попало, но это не означает, что его нужно вырывать с корнями. Сейчас мы познакомимся, как надо правильно собирать растения, чтобы они не стали редкими и не исчезли совсем с лица Земли. (На подставке из пластилина закреплены растения цмина песчаного – элемент луга). Вот, ребята, перед вами небольшая популяция бессмертника – цмина песчаного. Вам нужно собрать это растение для лекарственных целей, или же просто в букет, чтобы подарить своей маме, бабушке или сестре. Ни в коем случае нельзя вырывать растения с корнями! Нужно срезать аккуратно ножницами или ножом. Причем можно срезать только одну третью части этих растений, то есть одно растение срезать, а два оставлять. Это необходимо для того, чтобы остальные растения в этом месте смогли дать семена и вырасти здесь же на следующий год.

        Ребята, а вы любите природу? Как это прекрасно, что вокруг нас растут деревья, кустарники, цветут красивые полевые, луговые цветы, поют птицы, Не надо рвать зря цветы в букеты, ведь в букете они простоят совсем недолго, а потом завянут. Не лучше ли просто любоваться ими в природе, или взять фотоаппарат и запечатлеть эту красоту на память, либо же нарисовать цветы на бумаге. Пусть красота всегда будет рядом!

        Давайте с вами выучим стихотворение, в котором отражено гуманное отношение к природе.

                                  Если я сорву цветок,

                                  Если ты сорвешь цветок, 

                                  Если мы сорвем цветы.

                                  Опустеют все поляны

                                  И не будет красоты!

                                  ( Повторить 2 раза )

        Кроме этих четырех растений, которые мы изучили, у нас во флоре произрастают и другие лекарственные растения. Назовем некоторые из них: череда, чистотел, пустырник, одуванчик, мать-и-мачеха, ромашка. (Показать гербарные виды растений на стенде «Лекарственные растения »). Все эти растения очень полезны и помогают людям.

 

        3. Закрепление изученного:

        Итак, ребята, у каждого из вас есть на парте растения с которыми мы с вами сегодня познакомились. Посмотрим, как же вы запомнили эти растения.

        1). Что это за растение с желтыми цветками, будто маленькие солнышки горят? Помогает всем при болях в животе. Это? (Ребята отвечают: бессмертник или цмин песчаный) Правильно, ребята. Это цмин – бессмертник.

        2). А это что за цветок, похожий на голубое небо? Понюхайте его ребята, как хорошо пахнет степью, летом. Чай из него поможет при простуде. Это? (Ребята отвечают: душица) Правильно, ребята. Это душица.

        3) А эти желтые цветки какого растения? Ваш добрый друг, поможет при заболеваниях горла и при других воспалительных процессах. Это? (Зверобой) Правильно, это – зверобой.

        4)  А  это – сорняк, хорошее средство от кашля. Как оно называется? (Тысячелистник) Да, ребята, тысячелистник всем знаком.

        Вы знаете, ребята, а если заварить чай из всех этих растений вместе, то  никакие болезни не будут страшны. На память о нашем сегодняшнем занятии я хочу подарить вам эти растения. Можете подарить их своим мамам, чтобы они заварили вкусный, лечебный чай. Или же можно просто поставить их в вазу в качестве зимнего букета. Он будет напоминать вам о лете.

 

        4. Домашнее задание.

        Приготовить сообщение об одном из лекарственных растений нашей местности.

 

 Автор-составитель: Кяшкина Елена Владимировна, учитель биологии и экологии
Стародевиченской средней школы Ельниковского района

Конструктор сайтов - uCoz