Сайт учителя биологии и экологии Кяшкиной Елены Владимировны



Поиск по сайту:

Рабочая программа внеурочной деятельности «Живая природа» для учащихся 5 класса

 

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

         Школа после уроков – это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего « я». Главное, что здесь ребёнок делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность. Важно заинтересовать ребёнка занятиями после уроков, чтобы школа стала для него вторым домом, что даст возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования.

         Рабочая программа внеурочной деятельности курса «Живая природа» предназначена для обучающихся 5 класса (1 год обучения) МОУ «Стародевиченская средняя общеобразовательная школа», желающих расширить свои представления об окружающем мире.

Основное направление программы – социальное.

Цель программы: развитие познавательной активности учащихся, укрепление их здоровья в процессе познавательных, эстетических, эмоционально-нравственных и деятельностно - практических отношений с окружающей природой.  

Задачи программы:

  • укрепление здоровья детей на занятиях в реальных природных условиях;
  • развитие познавательной, исполнительской и творческой активности учащихся в процессе освоения особенностей местной природы;
  • воспитание интереса учащихся к содержанию природоохранительной, учебно-исследовательской деятельности.

Условия реализации программы:

Программа предназначена для занятий с детьми 5 классов и направлена на:
1) учащихся, проявляющих повышенный интерес к биологии;
2) учащихся, имеющих желание реализовать свои знания;
3) учащихся, имеющих различные проблемы в обучении;

4)учащихся, смотивированных на обучение.

Количество занимающихся в кружке - 10-15 человек.
Программа рассчитана на 1 год обучения (34часа).
Занятия проходят 1 раз в неделю по 45 минут.

Основные характеристики деятельности

Для реализации программы предлагаются следующие методы:

- словесность;
- наглядность;
- проблемная ситуация;
- игровые моменты;
-научно-исследовательская деятельность;

- практическая работа;

- наблюдение.

Основные формы работы кружка:

Занятия рассчитаны на фронтальную, коллективную, групповую и индивидуальную работу. Они построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной.

Основные типы занятий:

Проектно - исследовательская работа, экскурсия, , деловая игра.

Ожидаемые результаты и способы их проверки:

1) личностные: сформированность нравственных и этических чувств, эмоционально-ценностных ориентаций и отношений к учению, себе, миру;

2) предметные: применение правил, способов поведения в реальных жизненных ситуациях

3) метапредметные: способность и готовность к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, участие в различной социально значимой деятельности, в том числе творческого характера.

Но основной показатель качества освоения программы - личностный рост обучающегося, его самореализация и определение своего места в детском коллективе.
Чтобы добиться ожидаемого конечного результата, необходим промежуточный контроль, проверка знаний и умений обучающихся.

Основные формы учета знаний и умений:

  • тестирование (проводится в начале и конце учебного года);
  • участие в олимпиадах, в конкурсах на разных уровнях;
  • проектно-исследовательская работа;
  • творческий отчет об экскурсии, о проведении опыта, о наблюдении;
  • проведение внеклассного мероприятия;
  • отчетная выставка;
  • диагностические карты;
  • портфолио.

      Важнейшей линией курса является линия развития оценочной самостоятельности учащихся, благодаря которой закладываются умения различать известное и неизвестное, критериально и содержательно оценивать процесс и результат собственной учебной работы, целенаправленно совершенствовать предметные умения.

II. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Курс «Живая природа» носит развивающий характер. Целью данного курса является формирование поисково-исследовательских и коммуникативных умений  школьников 5 класса.

Занятия курса разделены на теоретические и практические. Причём проектная деятельность может носить как групповой, так и индивидуальный характер.

Проектно-исследовательская деятельность школьников при изучении курса «Живая природа » имеет отличительные особенности:

  • имеет практическую направленность, которую определяет специфика содержания и возрастные особенности детей;
  • в большинстве случаев проекты имеют краткосрочный характер, что обусловлено психологическими особенностями пятиклассников;
  • проектная деятельность осуществляется в школе, дома, не требуя от учащихся самостоятельного посещения без сопровождения взрослых отдельных объектов, что связано с обеспечением безопасности учащихся;
  • проектная деятельность носит групповой характер, что будет способствовать формированию коммуникативных умений, таких как умение, распределять обязанности в группе, аргументировать свою точку зрения и др.;
  • проектная деятельность предполагает работу с различными источниками информации, что обеспечивает формирование информационной компетентности, связанной с поиском, анализом, оценкой информации;
  • в содержание проектной деятельности заложено основание для сотрудничества детей с членами своей семьи, что обеспечивает реальное взаимодействие семьи и школы;
  • реализует задачу выявления творческих способностей, склонностей и одаренностей к различным видам деятельности.

 

 III. ОПИСАНИЕ МЕСТА КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

 

          Курс внеурочной деятельности «Живая природа» относится к социальному направлению и формирует основы экологической грамотности. В соответствии с учебным планом внеурочной деятельности, курс «Живая природа» изучается в 5 классе: 1час в неделю, всего за год 34 часа.

 

IV. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Личностными результатами изучения курса «Живая природа» является формирование следующих умений:

Ученик научится:

  • принимать и сохранять учебную задачу;
  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
  • адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
  • оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.
  • объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие.
  •  самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
  • в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить;
  • различать способ и результат действия;
  • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок,
  • выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме.

 

Метапредметными результатами изучения курса «Живая природа» является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД)

 

Регулятивные универсальные учебные действия

Ученик научится:

  • принимать и сохранять учебную задачу;
  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
  • учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
  • оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;
  • адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
  • различать способ и результат действия;
  • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок,
  • выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме.

Познавательные универсальные учебные действия

Ученик научится:

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
  • использовать знаково-символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные) для решения задач;
  • строить сообщения в устной и письменной форме;
  • ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
  • основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов;
  • осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
  • осуществлять синтез как составление целого из частей;
  • проводить сравнение, классификацию по заданным критериям;
  • устанавливать причинно-следственные связи.
  •  

Коммуникативные универсальные учебные действия

Ученик научится:

  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
  • задавать вопросы;
  • контролировать действия партнёра;
  • использовать речь для регуляции своего действия;
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

 

Предметными результатами изучения курса «Живая природа» является формирование следующих умений.

Ученик научится:

  • использовать выводы из наблюдений и опытов для объяснения наблюдаемых явлений;
  • применять освоенные способы действий и понятия для решения практических задач;
  • использовать полученные об окружающем мире знания в жизненных ситуациях;
  • умение наблюдать, фиксировать (записывать) информацию об окружающем мире, в том числе – с использованием современных средств ИКТ (видеокамер, фотоаппаратов, диктофонов, цифровых измерительных приборов и т.д.).

 

V. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

 

                     Тема раздела

Количество часов

1

Живая природа

7 ч.

2

Зелёные друзья - растения

8 ч.

3

Эти забавные животные

8 ч.

4

Охрана природы

11 ч.

                                                    Всего:                                         34 ч.

 

VI. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ЖИВАЯ ПРИРОДА»

        Содержание дополнительной образовательной программы внеурочной деятельности «Живая природа» построено как «маршрут путешествия» в окружающую природу с элементами учебного исследования и предполагает реализацию принципов индивидуализации и дифференциации деятельности детей.

        Содержание курса охватывает широкий круг вопросов и помогает формированию  у учащихся бережного отношения к природным ресурсам, заботе о живом и любви к природе. При этом человек, природа и общество рассматриваются в их неразрывном, органичном единстве. Это позволяет уже на самом раннем этапе школьного обучения начать формирование у детей целостного представления об окружающем мире, о месте в нём человека.

        В курсе раскрываются доступные пониманию учащихся взаимосвязи. В работе используются различные формы и методы работы. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни с помощью учителя, выполняют практические и проектные  работы. Проводятся экскурсии, практические работы, беседы, дидактические игры.

        Курс состоит из 4 разделов, в процессе раскрытия которых учащиеся познакомятся с окружающей их природой, научатся общаться. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки,  проектные работы. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в саду, на пришкольном участке и т.д.

                          Тема 1. Живая природа (7 ч.)

Введение. Первые шаги по тропинке открытий. Растения пришкольного участка. Осенние изменения в природе. Дневник наблюдений. Использование природного материала: веток, травы, цветов, коры деревьев, камней, мха для изготовления поделок .

 

Экскурсия «Осенние изменения в природе» Оформление дневника наблюдения»

Экскурсия «Растения школьного двора»

 

Проект «Мой дневник природы»

Проект «Поделки из природного материала»

 

Выставка поделок из природного материала

 

                 Тема 2. Зелёные друзья - растения  (8 ч.)

 

Правила поведения в природе. Многообразие растений в природе. Путешествие в мир растений. Эти удивительные растения. Лекарственные растения.  Роль комнатных растений в жизни человека. Оранжерея на подоконнике.

 

Практическая работа «Уход за комнатными растениями».

 

Проект «Зелёная аптека».

Проект « Мои комнатные растения».

 

Защита проектов на школьной конференции «Зелёные друзья – растения»

 

                Тема 3. Эти забавные животные (8 ч.)

 

Животные вокруг нас.  Птицы – наши пернатые друзья. Наблюдения за птицами в природе. Наши зимующие птицы. Жизнь животных в неволе. Домашние питомцы.

 

Акция «Покормите птиц»

 

Проект «Зимние наблюдения за птицами»

Проект «Кормушка для птиц»

Проект «Мои домашние питомцы»

 

Защита проектов на школьной конференции «Животные – наши друзья»

 

                                  Тема: Охрана природы  (11 ч.)

 

Охрана природы. Десять основных правил разумного отношения к окружающей среде.

«Неприкосновенные в природе». Знакомство с обитателями Красной книги.

Весенние изменения в природе. Цветочно – декоративные растения. Цветы клумбы. Юный цветовод. Цветущий сад. Плодово – ягодные растения.

 

Акция «Сделаем планету зелёной».

 

Проект «Мой зелёный друг».

Дизайнерский проект  «Моя первая клумба».

Проект «Сад моей мечты».

 

Экологический КВН "Изучай и береги природу родного края.

 

Конкурс экологических плакатов «Сохраните Землю».

 

Защита проектов на школьной конференции «Сохраним нашу планету!»

 

                  VII. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КРУЖКА

                                             «ЖИВАЯ ПРИРОДА»

 

  

    №

      

                            Тема занятия           

Количест-во часов

 

Дата проведения

 

Тема: Живая природа.        

7

 

1.

Введение. Первые шаги по тропинке открытий.

1

 

2.

Экскурсия «Осенние изменения в природе»

1

 

3.

Проект «Мой дневник природы»

 

 

4.

Оформление дневника наблюдения»

 

 

5.

Экскурсия «Растения школьного двора»

 

 

6.

Проект «Поделки из природного материала»

 

 

7.

Выставка поделок из природного материала

 

 

 

Тема: Зелёные друзья - растения

8

 

8.

Правила поведения в природе.

1

 

9.

Путешествие в мир растений

1

 

10.

Эти удивительные растения

1

 

11.

Проект «Зелёная аптека» 

1

 

12.

Роль комнатных растений в жизни человека.

1

 

13.

Уход за комнатными растениями.

1

 

14.

Проект « Мои комнатные растения»

1

 

15.

Защита проектов на школьной конференции «Зелёные друзья – растения»

1

 

 

Тема: Эти забавные животные    

8

 

16.

Животные вокруг нас

1

 

17.

Птицы – наши пернатые друзья

1

 

18.

Проект «Зимние наблюдения за птицами»

1

 

19.

Акция «Покормите птиц»

 

 

20.

Проект «Кормушка для птиц»

1

 

21.

Жизнь животных в неволе

 

 

22.

Проект «Мои домашние питомцы»

1

 

23.

Защита проектов на школьной конференции «Животные – наши друзья»

1

 

 

Тема: Охрана природы.

11

 

24.

Десять основных правил разумного отношения к окружающей среде.

1

 

25.

"Неприкосновенные в природе". Знакомство с обитателями Красной книги.

1

 

26.

Весенние изменения в природе

1

 

27.

Акция «Сделаем планету зелёной»

1

 

28.

Проект «Мой зелёный друг».

1

 

29.

Юный цветовод.

1

 

30.

Реализация дизайнерского проекта  «Моя первая клумба»

1

 

31.

Проект «Сад моей мечты»

 

 

32.

Экологический КВН "Изучай и береги природу родного края

1

 

33.

Конкурс экологических плакатов «Сохраните Землю»

 

 

34.

Защита проектов на школьной конференции «Сохраним нашу планету!»

1

 

 

 

Всего:

 

    34 часа

 

 

 

VIII. УЧЕБНО МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА

    

Учебно-методическое обеспечение учебного процесса:

  • Петров, В.В. Растительный мир нашей Родины /В.В. Петров. - М.: Просвещение, 1991.
  • Плешаков, А. А. От земли до неба: атлас-определитель: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / А. А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2012.
  • Плешаков, А. А. Зелёные страницы: кн. для учащихся начальных классов / А. А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2012.
  • Плешаков, А. А. Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / А. А. Плешаков, А. А. Румянцев. – М.: Просвещение, 2012.
  • Плешаков, А. А. Экология для младших школьников / А. А. Плешаков.-  М.: Дрофа, 2000
  • Клепинина, А. Тайны окружающего мира /А. Клепинина. – М.: Ювента, 2005.
  • Молодова, Л.П. Экологические  праздники для детей: учебно-методическое пособие /Л.П. Молодова.- М.: Колос, 1999
  • Платоненкова, М.М. Занимательные материалы к урокам природоведения: жур. «Начальная школа»  №9 стр.103
  • Дмитриев, Ю. О. Кто в лесу живет и что в лесу растет /Ю.О. Дмитриев.- М. Детская литература, 1985.
  • Собанский, Г.Г. Рассказы о зверях Алтая /Г.Г. Собанский. – Барнаул.: Алтай, 2007.
  • Атлас «Редкие животные и растения Республики Алтай». – Барнаул.: Алтай, 2005.
  • ЭОР 1-2 класс : проект А.А. Плешакова,  УМК «Школа России»
  • Презентации – интернет ресурс.
  •  Энциклопедия. Я познаю мир. Экология. – М.: Астрель, 2000.
  •  Энциклопедия. Неизвестное об известном. – М.: РОСМЕН, 1998.
  • Энциклопедия. Что такое. Кто такой. – М.: Педагогика-Пресс, 1993.

 

МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

 

 Компьютер, проектор, интерактивная доска, микроскопы, набор готовых микропрепаратов и предметных стёкол, весы учебные, лупа ручная, модели систем органов организма человека, гербарии, муляжи (овощи, фрукты, ягоды, грибы), набор лабораторной  посуды, штатив с двумя столиками, штатив лабораторный комбинированный, комнатные растения.

 

Цифровые образовательные ресурсы, обеспечивающие реализацию программы

 

Название цифровых

образовательных ресурсов

Электронный адрес

Сайт «Сообщество взаимопомощи учителей

«Мы вместе»

http://pedsovet.su/load/100

Газета «1 сентября»

 

www.festival.1september.ru

Сайт информационной поддержки

 

www.n-bio.ru

Поурочные планы, методическая копилка, информационные технологии в школе

www.uroki.ru

Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»

www.km.ru/ed

Школьный портал ПроШколу.ру 

http://www.proshkolu.ru

Большая детская энциклопедия  для детей

http://www.mirknig.com/

Почему и потому. Детская энциклопедия

http://www.kodges.ru/dosug/page/147/

 

 

 

 

Автор – составитель: Кяшкина Е.В., учитель биологии и экологии

 

 

Конструктор сайтов - uCoz