Урок биологии в 6 классе Задачи: Изучить строение семян однодольных и двудольных растений на примере семян фасоли и пшеницы; выяснить различия однодольных и двудольных растений по строению их семян.
Оборудование: Компьютер, интерактивная доска, диск «Биология. 6-11 кл».
Ход урока:
1. Интерактивное задание. Заполните таблицу. Перетащите изображения растений в соответствующие столбцы таблицы.
Семена, содержащие многоклеточный зародыш, образуют только семенные растения (голосеменные, покрытосеменные), а мхи, хвощи, папоротники образуют одноклеточные споры, служащие для бесполого размножения.
2. Интерактивное задание. Отметьте правильный ответ. Какие растения образуют плоды?
(Правильный ответ – Покрытосеменные) Покрытосеменные растения называются так потому, что их семена образуются внутри завязи цветка и окружены околоплодником, который защищает созревающие семена от высыхания и механических повреждений.
3. Интерактивное задание. Отметьте правильный ответ. Внутри какого плода находятся семена фасоли?
(Правильный ответ – Боб) 4. Интерактивная лабораторная работа «Проращивание семени фасоли» Внимательно посмотрите анимацию и запомните, какие условия необходимы для прорастания семян.
Прорастание семян стимулируется теплом, влагой, и для него необходим кислород. Жизнеспособность сухих семян разных видов различна – от нескольких месяцев, недель и даже дней, до десятков и даже сотен лет. Рекорд долголетия принадлежит семенам люпина арктического, пролежавшим в вечной мерзлоте 10 000 лет, после чего из них удалось вырастить нормальное растение.
5. Строение семени фасоли. Интерактивное задание. Подпишите схему, перетащив названия частей семени к соответствующему месту на изображении продольного разреза семени фасоли. Семенная кожура Семядоли Почечка Стебелёк Корешок Семя фасоли состоит из зародыша и покрывающей его кожуры. А зародыш состоит из корешка, стебелька, почечки и двух семядолей.
6. Проверка внимания. Интерактивное задание. Отметьте четыре составные части зародыша фасоли.
(Правильные ответы – стебелёк, почечка, корешок, две семядоли)
7. Строение зерновки – плода пшеницы. Интерактивное задание. Подпишите схему, перетащив названия частей плода к соответствующему месту на изображении продольного разреза зерновки пшеницы. Эндосперм Зародыш Околоплодник, сросшийся с семенной кожурой. Заметьте, большую часть зерновки составляет эндосперм, а маленький зародыш прилегает к нему одной стороной.
8. Строение зародыша пшеницы. Интерактивное задание. Подпишите схему, перетащив названия частей зародыша к соответствующему месту на изображении продольного разреза зерновки пшеницы. Почечка Стебелёк Корешок Семядоля
Обратите внимание, зародыш пшеницы имеет только одну семядолю в форме плоского щитка, прилегающего к эндосперму. Её основная функция – всасывание питательных веществ из эндосперма.
9. Изучение препарата продольного среза зерновки. Интерактивное задание. Рассмотрите препарат продольного среза зерновки пшеницы и перетащите надписи на соответствующие позиции.
Семядоля Стебелёк Почечка Корешок Эндосперм Околоплодник, сросшийся с семенной кожурой.
10. Проверка внимания. Интерактивное задание. Отметьте все правильные ответы.
Что из перечисленного является частью зародыша пшеницы?
Правильный ответ – Почечка Стебелёк Корешок Семядоля
11. Интерактивное задание. «Сравнение семян фасоли и пшеницы» Используя знания, полученные на уроке, заполните таблицу.
Запомните, главные различия состоят в том, что питательная ткань (эндосперм) имеется в семенах пшеницы и отсутствует в семенах фасоли. Зародыш фасоли имеет две семядоли, а зародыш пшеницы – одну.
12. Итоговый контроль. Вопрос 1. Какую функцию выполняет эндосперм?
(Правильный ответ – Запасание питательных веществ)
13. Итоговый контроль. Вопрос 2. Где находятся питательные вещества в семенах фасоли?
(Правильный ответ – В семядолях)
14. Рефлексия. Что вы узнали нового на уроке? Что вам особенно понравилось на уроке?
15. Подведение итогов урока. Выставление оценок. 16. Домашнее задание. Найти интересные сведения о семенах различных растений.
Учитель Кяшкина Е.В. Проведён в 2011 – 2012 учебном году. |
|