Факультативное занятие по биологии «Лекарственные растения»
Тема занятия: Лекарственные растения нашей местности.
Задачи: Усвоить понятие «лекарственные растения»; познакомить с видами лекарственных растений нашей местности; научить определять лекарственные растения; охарактеризовать лечебные свойства растений: зверобоя, душицы, тысячелистника, цмина; сравнить лекарственные растения по их местообитаниям; воспитывать любовь и бережное отношение к природе, научить правилам сбора лекарственных растений.
Оборудование: Стенд Музея природы «Лекарственные растения»,засушенные растения: душица, зверобой, тысячелистник, цмин, книга «Лекарственные растения», наглядное пособие «участок луга».
Ход занятия:
1. Вводное слово учителя.
Ребята, сегодня мы с вами познакомимся с лекарственными растениями, которые растут в нашей местности. Все вы любите летом ходить в лес, на луг, в овраги, на речку. Очень часто вы собираете ягоды, грибы, рвете цветы в букеты. А вот какие это цветы, многие из вас затрудняются ответить.
2. Изучение нового.
Сегодня я вас познакомлю с некоторыми из них. У нас присутствуют на занятии 4 замечательных растения – это душица, зверобой, тысячелистник и цмин – бессмертник.
Каждое из этих растений – целебное, лекарственное. Каждое – друг и помощник человека. И, если бы вы, ребята, смогли с ними подружиться, то они помогли бы вам спастись от многих болезней.
Давайте я представлю вам эти растения. Поиграем в игру. Представьте себе, что растения наши ожили и могут разговаривать с вами. Что бы они тогда сказали вам?
Вот послушайте их.
Зверобой: Я – зверобой, ваш добрый друг,
Меня вы знайте все вокруг!
В траве моей бактерициды
Помогут справиться с недугом.
При воспалительных процессах
Я стану вашим лучшим другом!
Это значит, что если вы простудитесь, и у вас заболит горло, или же заболит живот, то зверобой придет вам на помощь. Чай из зверобоя принесет всем вам здоровье.
А вот пришла к нам в гости подруга зверобоя – душица. Что скажет нам она?
Душица: Я – душица, к вам пришла
Из степи далекой я.
Очень мне хотелось силу
Всем ребятам показать.
Выпей чай с душицей милый,
Будешь крепче ночью спать.
Чай мой улучшает аппетит,
Да и простуду победит!
Значит, ребята, если подружитесь с душицей, то простуда, кашель, насморк она поможет прогнать от вас прочь.
А это, ребята, познакомьтесь – бессмертник, или цмин песчаный.
Цмин: Я – бессмертник, цмин песчаный,
Друг я взрослых и детей.
Во мне очень много силы,
Витаминов С и Ка,
Много разных есть кислот,
Чтобы не болел живот.
Жаль, что рвут меня с корнями,
Выдирают, почем зря.
Популяция все меньше,
Пропадем совсем, беда!
Да, действительно, ребята, эти два растения – душица и цмин (показать их) являются редкими и находятся под охраной. А почему эти растения стали редкими? Потому, что многие не знают правила сбора лекарственных трав. Есть растения сорные, но и из них тоже есть лекарственные.
Тысячелистник: Тысячелистник я – сорняк,
Расту я где попало!
Но кислот и витаминов
Есть и во мне не мало.
При насморке, кашле,
Плохом аппетите –
Я вам помогу,
Отказать не смогу!
И хотя тысячелистник – сорняк и растет где попало, но это не означает, что его нужно вырывать с корнями. Сейчас мы познакомимся, как надо правильно собирать растения, чтобы они не стали редкими и не исчезли совсем с лица Земли. (На подставке из пластилина закреплены растения цмина песчаного – элемент луга). Вот, ребята, перед вами небольшая популяция бессмертника – цмина песчаного. Вам нужно собрать это растение для лекарственных целей, или же просто в букет, чтобы подарить своей маме, бабушке или сестре. Ни в коем случае нельзя вырывать растения с корнями! Нужно срезать аккуратно ножницами или ножом. Причем можно срезать только одну третью части этих растений, то есть одно растение срезать, а два оставлять. Это необходимо для того, чтобы остальные растения в этом месте смогли дать семена и вырасти здесь же на следующий год.
Ребята, а вы любите природу? Как это прекрасно, что вокруг нас растут деревья, кустарники, цветут красивые полевые, луговые цветы, поют птицы, Не надо рвать зря цветы в букеты, ведь в букете они простоят совсем недолго, а потом завянут. Не лучше ли просто любоваться ими в природе, или взять фотоаппарат и запечатлеть эту красоту на память, либо же нарисовать цветы на бумаге. Пусть красота всегда будет рядом!
Давайте с вами выучим стихотворение, в котором отражено гуманное отношение к природе.
Если я сорву цветок,
Если ты сорвешь цветок,
Если мы сорвем цветы.
Опустеют все поляны
И не будет красоты!
( Повторить 2 раза )
Кроме этих четырех растений, которые мы изучили, у нас во флоре произрастают и другие лекарственные растения. Назовем некоторые из них: череда, чистотел, пустырник, одуванчик, мать-и-мачеха, ромашка. (Показать гербарные виды растений на стенде «Лекарственные растения »). Все эти растения очень полезны и помогают людям.
3. Закрепление изученного:
Итак, ребята, у каждого из вас есть на парте растения с которыми мы с вами сегодня познакомились. Посмотрим, как же вы запомнили эти растения.
1). Что это за растение с желтыми цветками, будто маленькие солнышки горят? Помогает всем при болях в животе. Это? (Ребята отвечают: бессмертник или цмин песчаный) Правильно, ребята. Это цмин – бессмертник.
2). А это что за цветок, похожий на голубое небо? Понюхайте его ребята, как хорошо пахнет степью, летом. Чай из него поможет при простуде. Это? (Ребята отвечают: душица) Правильно, ребята. Это душица.
3) А эти желтые цветки какого растения? Ваш добрый друг, поможет при заболеваниях горла и при других воспалительных процессах. Это? (Зверобой) Правильно, это – зверобой.
4) А это – сорняк, хорошее средство от кашля. Как оно называется? (Тысячелистник) Да, ребята, тысячелистник всем знаком.
Вы знаете, ребята, а если заварить чай из всех этих растений вместе, то никакие болезни не будут страшны. На память о нашем сегодняшнем занятии я хочу подарить вам эти растения. Можете подарить их своим мамам, чтобы они заварили вкусный, лечебный чай. Или же можно просто поставить их в вазу в качестве зимнего букета. Он будет напоминать вам о лете.
4. Домашнее задание.
Приготовить сообщение об одном из лекарственных растений нашей местности.
Автор-составитель: Кяшкина Елена Владимировна, учитель биологии и экологии
Стародевиченской средней школы Ельниковского района